Атмосфера Дома Поэтов, или, скажем, Квартала художников разительно отличается от энергетики промышленной зоны и спального района. В таком месте витают вдохновение, духовность, желание созидать и личностно развиваться. Наполненность и духовность места, неосязаемое наследие предков способны стать невидимым толчком к развитию. Даже сухие цифры научных исследований говорят об уникальном воздействии энергетики предков, некогда населявших то или иное место, на развитиебудущих поколений.
Энергетическое поле столицы издавна слыло уникальными свойствами и порождало догадки. Некоторые места поистине можно прозвать своеобразными местами силы, так как они хранят памятьвеликих предшественников. Квартал Пушкинская – Большая Васильковская – именно такое место, улочки и переулки, дворики, арки и подъезды ещё слышат поступь известных киевлян прошлых веков.
Сдавних времен Большая Васильковская славилась своими развлечениями, активной светской жизнью и оживленностью. Своим именем она обязана древнему тракту на Васильков.
Ещё в 1891 году от Крещатика к Большой Васильковской пустили первую киевскую конку, «заткнувшая за пояс» бессарабских извозчиков. И неспроста транспортная артерия была направлена именно сюда. Столица любила «погудеть» в трактирах, прикупить товара в лавках и разнообразить свой вечер в крайне популярных кинотеатрах Большой Васильковской. Стоит только услышать названия заведений, чтобы ощутить блеск и шик этих киевских собраний: “Чары”, “Одеон”, “Метрополь”, “Таврида”, “Гран-Империаль”, “Пале-Рояль”, “Петербург”.
Общее настроение улицы и квартала протянулось сквозь столетия. Уже в 60-80 гг. ХХ века в доме № 6 обитали выдающийся писатель О. Вишня, его талантливые и самобытные коллеги по цеху Воронько П.М., Дольд-Михайлик Ю.П., Ле И., Нагнибеда М.Л., Олейник С.И., Смолянский С.И.
По соседству в 12 доме (корпусе б) жил величайший и незабвенный творец, драматург, скульптор и кинорежиссёр Кавалеризде И.П. Чуть позднее в том же доме поселился и творил до 1979 года график, живописец и писатель Литвиненко В.Г. Соседствовали с ними искусный кондитер Семадени Б.
Поистине достойным соседом и немым свидетелем творений, кутежа и ярких соплеменников является вечный житель Большой Васильковской, 14 – Фонтан Пеликан. Будучи братом-близнецом скульптуры на Лютеранской, он как и родственник, наследии истории 40х годов ХХ века. Оба Пеликана достались Киеву от пленных немцев, восстанавливающих квартал после Великой Отечественной войны, во второй половине 1940-х годов. В европейской символике Пеликан олицетворял очаг, любовь, семью и родителей.
К слову любовь на Большой Васильковской достойна отдельной главы. В конце улицы долгие десятилетия располагались храмы любви и увеселительные заведения. Легендарная «Яма» Куприна находилась именно здесь. Сам Александр Куприн не однократно путал след и говорил об Одессе, Петербурге как городе, в котором происходили события. Но многие детали, отсылы к катанию на лодках по Днепру, сходкам студентов на Бессарабке, угодниками в пещерах Лавры, мясникам «с ближних боен» (там находились скотобойни) указывают именно на Большую Васильковскую, как место незабвенной «Ямы» Куприна.
Весомое место среди специфики квартала занимали доходные дома. Почти весь квартал был отдан к доходным строениям. Чего только стоил доходный дом в усадьбе купеческой семьи Поповых – достойный собрат усадьбы Михельсона на соседствующей Пушкинской. Оба образчика неоренессанса, обильно усыпанные лепкой, кариатидами – долгое время служили монументом и знаковым украшением центра Киева.
Интересно, что Большая Васильковская некогда начиналась и заканчивалась с бани. Той самой бани, которой обязан своим состоянием знаменитый житель квартала Фридрих Михельсон. На близкой к ней улице Пушкинской молчаливому застройщику принадлежали дома № 35-37 (усадебные постройки) и дом № 37-а, в котором располагался флигель семьи.
Яркий представитель созидателей столицы архитектор Городецкий поразил своим готическим изыском в архитектуре. Николаевский костел руки мастера по сей день ошеломляет обывателей, доминируя над урбанистикой окрестного антуража. Изюминкой же костела стала поистине гениальная скульптура святого архистратига Михаила. Здесь архангел предстал в воинственном образе, попирая дракона-дьявола. Из секретов, которые хранят улицы квартала Большая Васильковская, Пушкинская, бульвар Тараса Шевченко можно узнать многое о временах, настроении тех киевлян, о том, как вечером зажигался светильник, и наступало время богемии.
Улица Пушкинская – центральная, сакральная, вечная и таинственно-тенистая. Как много она может сказать о звонком смехе артистических встреч Аллы Тарасовой, о чарующем гении поэтессы Анны Ахматовой и искрометности Наталены Королевы. Порой на Пушкинской слышны отзвуки цирковых представений Огюста Бергонье. А иногда по стене мелькнет тень киевского промышленника Михельсона, который вернулся с заседания думы, так и не вымолвив на нем ни слова. Доходные дома (№ 31-а) помнят репетиции скрипача и дирижера Д.С. Бердье, пианиста и педагога Домбровского М.(№ 33), труды над следующим открытием физиолога и анатома растений Баранецого О.В.
Немногословное соседство с Фридрихом Михельсоном делил художник-график В. Касиян, что проживал в доме № 39 – доходном доме Второго Киевского товарищества квартиросъемщиков. Любопытно, что сам Фридрих с превеликим удовольствием был готов приютить служителей искусства, творческие сообщества, кружки чтецов.
Венчает троицу квартала бульвар Тараса Шевченко. Стены его строений, брусчатка, повороты больше помнят громкие лозунги и жаркие споры. В самом начале улицы, в доме № 3 долгие годы жил и вдохновлялся на подвиги революционер Смирнов-Ласточкин И.Ф. Поодаль соседствовали два сообщества людей, не связанных общими целями, но нашедших приют в квартале. Дом № 5 открыл свои двери членам Киевского комитета РСДРП, а в здании отеля «Палас» по адресу № 7/29 в апреле 1919 года располагался Всеукраинский комитет охраны памяток искусства и старины, что довольно символично.
Квартал Пушкинская-Большая Васильковская и сейчас служит энергетическим магнитом для творческих, незаурядных личностей. Каждый из них стремиться быть подстать своей улице Великих людей, сделать свой квартал выдающимся, прославить его и вписать своё имя в летопись. Каждый ищет своё место силы, свой духовный дом и зону комфорта. Мы своё уже нашли – и это наш квартал.