Как наладить эффективный реставрационный процесс

24.04.2019

Диалог о перспективной архитектуре

Столичное наследие, улочки и скверики, исторические памятники архитектуры, доходные дома, купеческие усадьбы – всё это создает ощущение путешествия в прошлое, когда честь и достоинство были поводом для дуэли, а балы и званые ужины блистали роскошью и изысканностью. И сейчас исторические кварталы обладают мистицизмом, неповторимым изяществом.

 

Однако современная инфраструктура, бешеный ритм развития урбанистики диктуют особые подходы к вписанию современной архитектуры в исторический контекст. И, напротив, исторический облик старинного квартала нуждается в точной и скрупулезной гармонизации объектов наследия в современной застройке.

 

Сегодня мы поговорим с экспертами и практиками в сфере исторической реставрации и девелопмента столицы. У нас в гостях не простые посетители. Это руководитель и идейный вдохновитель проекта по реставрации исторической усадьбы Фридриха Михельсона Иван ВЕРЕЩАКА, генеральный директор ПАО «НЕСТ» Алексей ПОЛЕТУХА идиректор ООО «Дом на Пушкинской» Никита КЛИМЕНКО.

 

И сейчас мы вместе с ними поразмышляем, для чего нужно сохранять и реставрировать здания ушедшей епохи, ведь многие из них утратили свою функциональность.

 

И.В. Добрый день! Усадьба Михельсона – наше детище, доказывает, насколько важно сохранить лицо и душу города с историей. Ведь наш проект так и продуман, создать новый функционал с прежним обликом. Сейчас мы активно продолжаем работы по реставрации усадьбы согласно проекта.

Проект «Дом на Пушкинской» происходит в диалоге с соседями в окрестных домах. Для них реализуется масса социальных проектов о безопасности, экологии, законодательной грамотности, ликбез по ОСМД и т.д. И все это происходит в рамках бюджета проекта.

 

А.П. Проблемы с пониманием важности реставрации исторических памятников, разрыв во мнениях жителей и девелоперов лежит в плоскости несовершенства институциональных механизмов. А именно, мы видим, что различные институты не просто не способствуют реставрации центра, а, напротив, оттягивают и мешают ему. Для этого хотелось бы сегодня сказать, об острой необходимости создания институционального подхода в реставрации исторических памятников архитектуры.

 

И.В. Главный принцип успеха подобного рода проектов – соблюдение принципа синергии. Т.е. в проекте важно не только сохранить или восстановить архитектурный памятник, но и вовлечь его в современный ритм города, учесть его функционал исходя из градостроительных, социальных и экономических факторов. Для примера, в Великобритании с 1998 года крайне поддерживается властями привлечение частного капитала на развитие творческой индустрии туризма. Акцент делается на активизации посещения памятников истории, архитектуры и т.д. Создаются тематические фестивали в этих постройках. Для этого в Лондоне на сегодняшний день существует уже более 20 профильных общественных объединений. У нас же, увы, ситуация плачевна.

Усадьба Михельсона

 

Н.К. Кстати, доля туризма в ВВП Германии составляет 4% и она больше доли машиностроения. Сейчас многие развитые страны могут похвастаться таким долевым разделением, потому как большинство государств осознают важность своей истории, а значит и архитектуры, как самоидентификации, уникального национального продукта, лица народа.

 

И.В. Проект «Усадьбы Михельсона» – это, скорее, исключение из правил, как, впрочем, и все предыдущие проекты компании «НЕСТ». Мы создаем новые функции уникальным усадьбам столицы.

 

Посмотрите на Киев, пройдитесь по ключевым улицам, город усеян точечными высотными застройками на руинах исторического центра. А это прямой путь к стагнации городской экономики. Дом Михельсона на Пушкинской – величественен и изящен. Именно такие здания с мощным и современным функционалом внутри могут и должны привлекать международных гостей, создавать очарование Киева, а значит, способствовать развитию всех взаимосвязанных с туризмом отраслей.

 

А.П. Стоит ещё сказать, что реставрация ради реставрации не конкурентоспособна, т.к. она не конкурентоспособна. Гораздо эффективнее продумывать механизмы государственно – частного партнерства, чтобы вместе переосмыслить назначение многих памятников архитектуры. Т.е. привлекать бизнес к вложению средств в исторический центр на взаимовыгодных условиях, создавать льготные программы. При этом проекты реставрации должны быть сбалансированы так, чтобы стать выгодными для обеих сторон – и публичной, и частной. При удачном балансе, частная сторона получает привлекательный инвестиционный проект, а государственная создает социальную среду, новое место городской коммуникации, чтит традиции и воспитывает в этих канонах общество.

 

И.В. По большому счету, не дожидаясь государственного урегулирования данного вопроса, наша команда уже совместно работает над проектом. Именно жители должны понимать всю важность и привлекательность подобного проекта. Рядом с ними уже сейчас находится защищенный, огороженный объект реставрации. Вокруг объекта горят новые фонари, выложены новые пешеходные дороги, работает охрана. И в конечном итоге, город и жители получат красивый отреставрированный памятник. А вместе с тем, памятник будет выгоден бюджету и в условиях децентрализации, станет источником развития города.

×
×